ИскусствоКино

«Довлатов» — противоречивый и сумбурный фильм про советского прозаика

Хорошо снятая картина про эпоху застоя, но плохое кино про Довлатова

1 марта в прокат вышел фильм «Довлатов», снятый Алексеем Германом-младшим. Всего за 4 дня было продано 8 миллионов билетов, что стало личным рекордом в карьере режиссера. С берлинского кинофестиваля картина принесла приз независимого жюри, а министр культуры Владимир Мединский пророчит, что этот кинопроект получит еще немало наград. Однако после премьеры в интернете начали появляться спорные и даже отрицательные отзывы с резкой критикой. Насколько они обоснованы и каким на самом деле получился фильм о самом харизматичном советском писателе?

Довлатов – это «кандидат от народа» в мире литературы. На фоне постепенного угасания интереса россиян к чтению, его популярность остается неизменной, а на полках книжных магазинов нас заботливо ждут переиздания со знакомыми названиями, которые порой разбирают быстрее скандальных новинок. Произведения Довлатова странным образом объединяют вокруг себя искушенных любителей литературы, разбирающих его тонкие стилистические приемы, наравне с почитателями массовой беллетристики, впадающими в сентиментальный восторг от описаний лагерной жизни и алкогольных вечеринок советских интеллигентов.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что всего за 4 дня проката на «Довлатова» было продано целых 8 миллионов билетов, что довольно много для картины, связанной с литературой. Тем не менее, далеко не все зрители остались довольны увиденным, поэтому стоит подвергнуть критическому разбору отдельные аспекты фильма. Его сложно назвать удачным, поскольку при просмотре возникает устойчивое ощущение, что режиссеру не удалось в полной мере раскрыть и достоверно изобразить сложную натуру Сергея Донатовича, несмотря на то, что в процессе создания фильма участвовала дочь писателя, консультировавшая сценаристов по отдельным моментам биографии писателя. Но и провальным это кино язык назвать не повернется, поскольку в нем немало достоинств.

Начнем с самого страшного: в «Довлатове» нет настоящего Довлатова, знакомого нам по его откровенным книгам. Там нет «Зоны», нет «Заповедника», нет «Чемодана», нет «Иностранки», нет «Соло на Ундервуде» – ничего этого там нет, вместо идейной интерпретации знакомых произведений фильм произвольно нашпигован афоризмами, взятыми из разных концов творческого пути Сергея Донатовича. Зато в ленте есть фокстерьер Глаша, мама писателя, его жена с дочерью и совершенно условный Довлатов, нелепо перешагивающий своими длинными ногами через отличные декорации, точно изображающие эпоху советского культурного застоя образца 70-х годов. К этой части фильма претензий нет, поскольку на экране была скрупулезно воссоздана аутентичная атмосфера того времени со всеми знакомыми нам элементами вроде тусовок богемной молодежи в тесных прокуренных коммуналках. Было уделено максимум внимания всем мелочам, составлявшим быт той эпохи, недаром художник по костюмам фильма Елена Окопная получила «Серебряного медведя» фестиваля Бернинале за выдающиеся достижения.

Также фильм можно похвалить за отличный кастинг, в котором Алексей Герман-младший проявил себя как наследник дела своего отца, использовавшего лица актеров в качестве символов определенного периода в истории страны, примерно как в фильме «Мой друг Иван Лапшин» была точно воспроизведена гнетущая аура 1930-х годов с помощью лиц персонажей, среди которых был еще живой Андрей Миронов. Точно так же и в картине про Довлатова можно увидеть удивительно выразительные лица актеров, мимика которых детально воссоздает ту самую холодную осень 1971-го года, захватившую город Ленинград. Получилось множество второстепенных персонажей, фоновых разговоров, табачного дыма, тесных помещений и остроумных диалогов, постоянно составляющих плавное кипение жизни, в котором главному герою почти никогда не отводится центральное место. Лучше всего режиссеру удалось показать ранимость автора, пытающегося защитить свое право на свободное творчество в обществе, где людям не гарантируется никакого права на свободную жизнь.

Но при этом фильм сильно проиграл из-за решения сконцентрировать сценарий лишь на одном из периодов жизни Довлатова, к тому же не самом интересном из них. Как мы знаем по произведениям Сергея Донатовича, его творческий путь можно строго разделить на пять разделов: зона, творческий застой в Ленинграде, работа в пушкинском заповеднике, командировка в Эстонии и, конечно же, эмиграция в США. В картине мы видим только одну сцену, которая отсылает нас к эпохе лагерной жизни, и та оказывается страшным сном главного героя. А прибалтийский период вместе с американской жизнью в фильме отсутствуют вовсе. Таким образом, главная задача проекта оказалось невыполненной – невозможно в полной мере раскрыть суть биографии человека, если ее обрезать и сосредоточиться только на одном жизненном этапе.

Причиной возникновения ощущения недостоверности происходящего несправедливо будет назвать игру главного актера. Основную роль исполнил неизвестный российскому зрителю сербский актер Милан Марич, который справился с миссией, поставленной ему режиссером и сценаристом. По сюжету ему нужно было выглядеть большим и печальным лабрадором, грустными глазами озирающемся вокруг себя, и испытывающим творческие муки. В трансляции этого образа фильм получился слишком прямолинейным, экспрессивным и даже, можно сказать, показушным. С первой же минуты фильму зрителю представляют главного героя: «Меня зовут Сергей Довлатов и меня не печатают». Тем, кто с первого раза не понял, что Сергея не печатают, предлагается посмотреть еще десяток сцен и диалогов на эту тему. Некоторые из них даже получились довольно трогательными, но кроме них в картинке мало что остается, хотя Довлатов как писатель и как личность был гораздо больше, чем просто жертва советской цензуры.

«Довлатов» довольно кокетливо заигрывает со своим зрителем, предоставляя ему возможность самоутвердиться и посмеяться над литературными шутками. Лента изобилует сценами, где главный герой остроумно надсмехается над несмышлёными пролетариями, не знающими элементарных фактов из истории литературы и искусства. В этом фильм лучше всего совпадает с творчеством самого автора, в котором такие вещи как «Заповедник» целиком построены на противопоставлении интеллигентской культуры и невежества партийного работника, канонизирующего классических авторов, о которых он ничего не знает. Именно такое невежество невольно выглядывает в исполнении самого фильма, к которому приложило руку наше Министерство Культуры. Сам Довлатов иронично бы усмехнулся при просмотре фильма про себя самого, в котором он превратился в карикатуру на себя самого подобно Пушкину в Михайловском.

Некоторые сцены получились абсолютно нелепыми. Самые абсурдные из них, по странному стечению обстоятельств, совпадают с игрой Данилы Козловского. Под самого трудолюбивого русского актера, появляющегося в каждом втором отечественном фильме, будто специально придумали отдельную роль, которая вышла совершенно неестественной, лишней и просто смешной. Такое чувство, будто изначально в сценарии не было написано ничего про странного фарцовщика, торговавшего иностранными товарами, но потом его насильно вставили в сюжет, чтобы показать жертву советского режима. А вот исполнение роли Иосифа Бродского, с которым главный герой периодически ведет пространные философские разговоры, удалось гораздо лучше. Видимо, из-за разницы в количестве уделенного внимания, главного советского поэта получилось изобразить гораздо достовернее главного советского прозаика. Этого было несложно: в фильме хорошо подобранный актер читает стихи в знаменитой бродской манере, надменно выглядит, много курит, озвучивает польские фильмы и планирует уехать за границу.

В итоге «Довлатов» оставляет после просмотра достаточно сумбурные и противоречивые впечатления. С одной стороны, он в некоторой степени разочаровывает, поскольку от него внутреннее ожидаешь гораздо большего, и неприятно удивляет некоторыми сценарными решениями. С другой стороны, он обладает многими достоинствами, эмоционально погружает в атмосферу того времени, не дает заскучать и вызывает чувство приятной меланхолии. Получилась хорошо снятая картина про эпоху советского застоя, но плохое кино про Сергея Довлатова.

Рекомендуемые статьи

Читайте также

Close
Close