ПолитикаСоциум

Как россиян призывали голосовать на выборах

Плакаты, билборды, стенды, стикеры и видеоролики

Президентские выборы 2018 года стали рекордными по количеству рекламных материалов, призывающих избирателя прийти на участок и «решить будущее своей страны». Судя по всему, администрация президента поручила центральной избирательной комиссии использовать все возможные способы для повышения явки. В истории страны это первая демократическая процедура, ради которой применяется такое количество пиар-технологий. Ассортимент используемых инструментов впечатляет: от плакатов и смс-сообщений до стикеров и блогеров на ютубе.

В ноябре 2017 г. председатель Центризбиркома Элла Памфилова заявила, что ЦИК придает огромное значение информированию избирателей: «Мы поставили себе амбициозную цель: к марту 2018 г. каждый гражданин нашей страны, где бы он ни находился, должен знать о выборах президента России».

В прошлом власти часто поступали противоположным образом и скорее пытались провести выборы как можно более незаметно. К примеру, последние выборы муниципальных депутатов и выборы в Госдуму практически никак не освещались в СМИ и привели к крайне низкой явке, а многие аполитичнные граждане так и не узнали о том, что они вообще состоялись. Но ради президентских выборов было задействовано беспрецедентное количество административных ресурсов и бюджетных средств. Итак, на что они пошли?

СМС-сообщения

 

Миллионы россиян получили на свои мобильные телефоны сообщения с призывом приходить на выборы от ЦИК.

К призывам также присоединилась компания «АЭРОФЛОТ».

Чеки и пакеты в магазинах

 

Одними из первых информировать избирателей начали магазины сети «Магнит». На чеках появился призыв прийти 18 марта на выборы, а на кассах продают пакеты с логотипом кампании

Билборды

Для рекламы президентских выборов во множестве городах России разместили билборды с фотографиями кандидатов. Самыми колоритными из них выглядят рекламные щиты с изображением действующего президента Владимира Путина. Именно с ними были связаны ряд громких инфоповодов. В Челябинске такой билборд облили зеленой краской, а в Санкт-Петербурге неизвестный мужчина написал на аналогичном щите слово «лжец». Чтобы препятствовать таким актам вандализма, полиция нескольких городов получила приказ круглосуточно охранять подобные баннеры от посягательств.

Проездные билеты

Логотип выборов появился на одноразовых билетах в метро.

Печатные материалы

В квартиры к жителям многих российских городов приходили работники государственных структур. Они рассказывали про важность участия в выборах и раздавали печатные материалы. В листовках гражданам предлагают посетить продовольственные ярмарки в непосредственной близости от избирательных участков. Также подобные материалы раздавали промоутеры в местах массового скопления людей, возле метро и в торговых центрах.

Информационные стенды 

Напоминания о предстоящих 18 марта выборах президента появились в торговых центрах. На фото: торговый центр «Калейдоскоп».

Плакаты

Плакат на входе в ТЦ «Райкин плаза» в Москве рассказывает о том, кого в Древней Греции называли идиотом.

Ролики в кинотеатрах

В сети кинотеатров «5 звезд» ролики с призывом прийти на участки показывают перед сеансами.

Wi-Fi авторизация

Также предвыборные ролики показывают пассажирам московского метрополитена при подключении к Wi-FI сети.

Стикеры в социальной сети «ВКонтакте»

24 февраля в сообществе «Только для взрослых» в соцсети «ВКонтакте», которое принадлежит редакции журнала Maxim, появился набор стикеров «Election Girl» — с изображениями девушек в стиле пинап, призывающими пойти на выборы президента России.

Главный редактор журнала Maxim Александр Маленков заявил, что сообщество «Только для взрослых» было создано в декабре 2017 года и будет удалено сразу после президентских выборов. По его словам, в декабре в редакцию журнала «поступило предложение» запустить спецпроект — сообщество «ВКонтакте», в котором молодежь агитируют участвовать в выборах в присущей журналу Maxim провокационной манере. От кого поступило предложение и получило ли издание деньги за спецпроект, Маленков говорить категорически отказался. «Идея в том, что выборы — это, как и секс, то, что люди начинают делать после 18 лет», — уточнил Маленков.

Художница Валерия Фортуна, которая с мая 2015 года работает художником-иллюстратором в Telegram (она автор многих стикерпаков для мессенджера), обнаружила, что картинки «Election Girl» перерисованы с тех, что создала она. «Сама я, конечно, в сообществе „Только для взрослых“ не состою, — сказала Фортуна „Медузе“. — О том, что мои стикеры использовали, присвоив себе авторские права, я узнала от друзей, которые показали мне этот пакет стикеров, заверив, что рисунки там очень похожи на мои». Фортуна опубликовала в своем паблике «ВКонтакте» «Мадам Фортуна» заявление, в котором обвинила журнал Maxim в плагиате. «Получилось, правда, не очень, но не отчаивайся, дорогой автор! Пару лет срисовки моих стикеров и ты станешь даже вполне себе ничего — у меня их очень много», — написала, в частности, художница и прикрепила ссылку на оригинальный набор стикеров для телеграма, который называется Pinup Girl.

В тот же день запись Фортуны опубликовал на своей странице «ВКонтакте» один из основателей соцсети Павел Дуров. Вечером 25 февраля предвыборные стикеры из «ВКонтакте» были удалены.

Банкоматы

На выборы приглашают и банкоматы «ВТБ 24».

Блогеры в инстаграме

#1

#2

Топовые блогеры Instagram размеcтили посты о выборах. Размещение рекламы у звезд такой величины обходится недешево. К примеру, по данным Российского исследовательского агентства блогеров (РИАБ), публикация рекламного поста у Ольги Бузовой стоит порядка 400 тысяч рублей.

Блогеры на ютубе

Несколько популярных российских блогеров, включая Юрия Хованского, Даню Комкова и Lizzka, нарвались на критику своих поклонников и обвинения в «продажности» из-за роликов о выборах президента России 18 марта. Сами блогеры утверждают, что сделали это в рамках шуточного проекта сайта «Лента», чтобы показать класс в агитации другим кандидатам. Однако зрители увидели в роликах рекламу выборов или даже призыв голосовать за действующего президента России Владимира Путина.

#1

Блогер Komkozavr записал клип на собственную песню, в котором он, одетый в полушубок, золотую цепь и тёмные очки, рассказывает о важности выбора.

#2

После Дани Комкова видео выпустил блогер Стас Ёрник. Он в описании своего канала, на который подписаны 148 тысяч человек, указывает, что занимается съёмкой непостановочных пранков, социальных экспериментов и троллинга людей вообще. Однако на видео на тему выборов Ёрник, как и Комков, появляется на фоне российской символики.

 #3

13 марта ролик с агитацией за саму себя опубликовала видеоблогер Лиззка. Обычно девушка постит на своём канале, у которого 1,7 миллиона подписчиков, разные обзоры. Трек Лиззки состоял в основном из фразы «Лиззку в президенты», но не обошлось и без призывов прийти на выборы:

18 марта дрогнет страна, ты посмотрел мой клип, готов голосовать, отдай свой голос правде, правда, будь умней.

 #4

На канале скандально известного блогера Юрия Хованского, имеющего 3,3 миллиона подписчиков, вышел клип под названием «Секс, Бухло, Русский рэп», в котором он прямым текстом призывает «прийти и сделать свой выбор». Позже блогер стал отрицать причастность к к проекту Ленты и удалил ролик со своего канала.

 #5

Одной из последних в проекте поучаствовала видеоблогер Маш Милаш, которая на своём канале, у которого 341 тысяча подписчиков, публикует влоги, разговорные видео или выполняет задания, которые ей дают подписчики. Для проекта «Кто твой кандидат» Милаш записала обращение к президенту, призывая его подписаться на её канал. В обмен на это она обещает наготовить ему пельменей и даже устроить переворот одной левой.

Вирусные видеоролики и музыкальные клипы

 #1

Участие в агитации приняли не только актёры кино, но и артисты российской эстрады. Клип на песню «Путеводная звезда» в поддержку Владимира Путина появился на YouTube 6 марта. В нём приняли участие 15 знаменитостей, среди которых Григорий Лепс, Дима Билан, Нюша, Тимати, Полина Гагарина и другие.

 #2

Самым резонансным оказался видеоролик, впервые выложенный на YouTube 16 февраля. В нём муж сначала ругает жену за то, что та собирается идти голосовать, а потом ему снится кошмар, в котором он сталкивается с последствиями своей политической пассивности. Его пытаются забрать в армию в 52 года, сын просит 4 миллиона на охрану в школе (на нём при этом пионерский галстук), в его семье живёт гей «на передержке», а время посещения туалета по новым законам ограничено.

 #3

Группа «Фабрика» записала песню «Вова, Вова», текст и видеоряд которой выражают поддержку действующему президенту Владимиру Путину.

 #4

Но не только YouTube стал поставщиком необычной предвыборной агитации. О предстоящих выборах заговорили и герои телеканала ТНТ. Во время рекламных пауз участники шоу и сериалов помогают зрителям определиться, какого размера должна быть галочка в бюллетене избирателя, а также просят не путать гражданский долг с супружеским и приходить на выборы.

Зачем это все?

Масштаб проведенной рекламной кампании поражает. Ничего подобного в истории Российской Федерации никогда не было, даже в разгар президентской кампании 1996 года, известной своим лозунгом «Голосуй или проиграешь». После ознакомления со всеми способами, которыми россиян звали на выборы, невольно задумаешься о количестве потраченных на рекламу бюджетных средств. В частности, на каждый выпущенный видеоролик было потрачено не менее нескольких сотен тысяч рублей.

Очевидно, что власти поставили своей главной целью повышение явки на выборы. Вчера стало известно, что в Кремле уже решили, что явка должна составить не менее 65%. Почему им так важно призвать как можно больше россиян в качестве избирателей? Как правило в ходе крупных демократических процедур в России фиксируются массовые нарушения и фальсификации. Так было на президентских выборах 2012 года, на выборах в Госдуму 2016 года и на выборах муниципальных депутатов 2017 года.

Спрашивается, зачем вообще утруждать себя рекламой выборов, если можно просто фальсифицировать уровень явки точно так же, как подделываются результаты самого голосования? Все дело в том, что именно с уровнем явки сложнее всего проводить различные манипуляции. Гораздо легче нарисовать нужные проценты определенному кандидату, но куда сложнее изобразить легитимность выборов, если на участки банально никто не придет. На большинстве избирательных участков работают независимые наблюдатели и устанавливаются видеокамеры, из-за чего становится крайне сложно симулировать явку, если ее нет. Поэтому кремлевские политтехнологи приложили столько усилий ради призывов россиян на выборы.

 

 

 

Рекомендуемые статьи

Close