ИскусствоКино

«Человек на Луне» — самый честный фильм о полетах Нила Армстронга

«Человек на луне» — это биографическая драма режиссера Дэмьена Шазелла, созданная по мотивам космических полетов Нила Армстронга с Райаном Гослингом в главной роли. Удивительно трогательная и лишенная патриотического пафоса история об одном из самых важных шагов в истории человечества.

Для молодого режиссера Дэмьена Шазелла «Человек на луне» стал первым столь крупным проектом в его карьере. Известный по удачной музыкальной драме «Одержимость» и нашумевшему мюзиклу «Ла-Ла Ленд», он никогда ранее не брался за такую масштабную задачу, как экранизация истории Нила Армстронга.

«Человек на луне» — это большой фильм во всех смыслах: по масштабу фабулы, хронометражу, сложности постановки, количеству декораций и спецэффектов. Ничего подобного Шазелл никогда не снимал, поэтому работа над таким проектом была для него весьма рискованной, тем более что тематика кино обязывала режиссера снять все максимально хорошо. Ему предшествовали классические шедевры и более современные произведения из области космического кино: «Космическая Одиссея 2001 года», «Звездные войны», «Солярис», «Интерстеллар» и «Марсианин». Они предварительно задали Шазеллу очень высокую планку качества, которой тяжело было соответствовать. Также идея проекта напрямую связана с новейшей американской историей, к которой в США относятся с огромным почтением, поэтому если бы Шазелл снял плохую картину, то его бы просто съели с потрохами. Но этого не произошло, потому что фильм получился на удивление удачным.

Сюжет практически полностью соответствует биографии Нила Армстронга, многие черты которой были слабо известны российскому зрителю. В жизни астронавта было несколько серьезных трагедий, подкосивших Армстронга, таких как смерть его дочери и гибель многих коллег. Райан Гослинг с его удивительным талантом изображать минимальными средствами мимики самые сложные чувства идеально передал всю глубину личной драмы Нила.

Судя по всему, на наших глазах родился еще один крепкий дуэт режиссера и актера наподобие Скорсезе с Ди Каприо, ведь это уже второй фильм Шазелла, где Гослинг исполняет главную роль. Вполне возможно, что мы увидим еще много картин, снятых в результате сотрудничества этих двух талантливых парней.

Райан Гослинг и Дэмьен Шазелл

В картине задействовано множество персонажей: астронавты и участники программы пилотируемых кораблей «Джемини», «Аполлон» и «Союз-Аполлон». И хотя они остались второстепенными героями на фоне главной истории Армстронга, их вклад в общее дело все равно изображен с величайшей достоверностью и вниманием к деталям, из-за чего «Человек на луне» получился достаточно серьезным художественным исследованием с элементами документальности. Заметно, что сценарий писался на основе книги Джеймса Хэнсена «Первый человек: Жизнь Нила О. Армстронга», ради которой автор досконально изучил биографию астронавта и все сопутствующие нюансы событий того времени.

Действие сюжета начинается в начале 60-х годов, когда Армстронг работал летчиком-испытателем, переживал болезнь своей дочери и даже не подозревал, что ему предстоит в будущем. Он участвует в испытаниях самолетов, проходит собеседование в NASA, раз за разом берется за более сложные задачи, взлетая все выше космической лестнице, на вершине которой его ждала заманчивая Луна. За два с половиной часа Шазелл показывает всю череду препятствий и трудностей, которые преодолел Армстронг на пути к своему главному космическому полету.

В сюжете отдельно выделяется момент, когда Нил решает полететь на Луну, заранее зная, что шансы его вернуться живым ничтожно малы. Множество его коллег по цеху разбились насмерть даже во время менее серьезных заданий, но он все равно отваживается на этот рискованный шаг, чтобы все пережитые им потери не были напрасными. Это история о том, как с пользой использовать свое горе от перенесенных трагедий ради искупления чувства вины и злобы на жестокости судьбы. Армстронг — это не супергерой с зубочисткой в зубах, отправившийся в космос благодаря своей сверхъестественной силе. Гослинг замечательно сыграл роль обыкновенного человека, который благодаря своей дисциплинированности, целеустремленности и умению работать в команде достиг невероятных результатов и сумел войти в историю.

Несколько ключевых сцен, изображающих главные эпизоды космических полетов Армстронга, сняты от первого лица. Таким образом зрителю предлагается сократить дистанцию и активно включиться в опыт космического путешествия, ощутить тесноту крохотной кабины экипажа, нехватку кислорода, силу перепада давления, тревогу от неизведанности и страх перед техникой, угрожающей выйти из строя в любую минуту.

Самые сильные впечатления уготованы публике в кульминационном эпизоде, когда Нил наконец достигает Луны и выходит на ее поверхность. Благодаря игре с музыкой, ракурсами и спецэффектами во время просмотра этой сцены можно прочувствовать и пережить всю знаменательность этого момента, когда один маленький шаг для человека превратился в огромный скачок для человечества.

Помимо достижений космической программы в фильме наглядно показаны социальные условия того времени. На фоне основных событий изображена неустроенность американского общества конца 60-х, когда многие жители США всерьез сомневались, стоит ли им тратить деньги налогоплательщиков на космические полеты, когда многие люди жили за чертой бедности. Россиянам как наследникам советской экономической модели сложно это представить, но тогда многие американцы действительно критиковали свое правительство за то, что они тратят огромные суммы денег на полеты NASA вместо социальных пособий. Но тяга к великим свершениям оказалась сильнее желания устроить личную жизнь, и важную роль в этом процессе сыграла холодная война с мотивами соперничества.

Как обычно в подобных американских картинах, в «Человеке на Луне» советская сторона представляется безо всякой ненависти, сатиры или презрения, а скорее в образе серьезного партнера по соревнованию, которого нужно догнать и перегнать, и чьи успехи добавляют мотивации для собственных свершений. Такого подхода сильно не хватает аналогичным российским проектам вроде «Время первых» и «Движение вверх», в которых американцы изображаются карикатурно и с презрением как заклятые враги.

В ленте нет патриотической истерии и национального пафоса, какого можно было бы ожидать в подобной исторической ленте, ведь даже в сцене на Луне не водружается американский флаг, что вызвало ряд критики в США. Разгорелся целый скандал, многие обвиняли Шазелла в отсутствии любви к Родине, недостатке патриотизма и искажении истории, ведь все-таки многие поколения американцев воспитали на знаменитой фотографии, где флаг занимает почетное место.

Вместо флага Нил с собой привозит на луну одну маленькую вещь, которая для него остается важнее всех космических полетов вместе взятых, и это остается единственным фантастическим элементом во всем сюжете. Именно поэтому «Человек на луне» — это самая правдивая история о полете Нила Армстронга.

 

 

 

Рекомендуемые статьи

Close