«Эпохальный сериал»: зрители подводят итоги «Игры престолов»

19 мая вышел последний эпизод «Игры престолов». Сериал продолжался 8 лет, получил 38 премий «Эмми» в разных номинациях и стал одним из самых крупнобюджетных проектов на современном телевидении.

Теперь, когда поутихли споры по поводу финала и подписаны все петиции, можно объективно подвести итоги. Мы опросили представителей разных профессий о том, что для них значит «Игра престолов», какие они видят главные достоинства в сериале и как оценивают концовку, которая так не понравилась многим фанатам вселенной.

© HBO

Антон Гронский, психолог

Для меня «Игра Престолов» – это уникальное явление в современной поп-культуре. Впервые познакомившись с этим сериалом и книгами, на которых он основан, я понял, что нигде такого еще не видел. Это был сильный отход от всех канонов как фентези, так и голливудского кино.

В «Игре престолов» каждый герой сочетал в себе множество как положительных, так и отрицательных качеств, стирая грани добра и зла, и ставя во главу угла цели и мотивацию персонажа. Нам показывали реалистичных людей, а не откровенных злодеев и героев (лишь изредка нарушая это правило, но быстро наказывая персонажей за их «однобокость»). Мир этой истории всегда реагировал на действия героев, не делая скидку на то, какой это персонаж и как к нему относится зритель — никто здесь не был застрахован от последствий своих решений.

Последние несколько сезонов были отмечены беспрецедентной масштабностью съемок для телесериалов, огромными ресурсами и бюджетами, уходящими на эпичные битвы, с большим количеством компьютерной графики, декораций и массовки. Но я бы не сказал, что именно это является тем, за что лично я запомню «Игру престолов». Для меня это всегда был сериал, где на первом плане были персонажи, их взаимодействие, интриги и многоходовочки, и тот факт, что каждый в этой истории без исключения должен либо учиться жить и выживать по законам этого мира, либо столкнуться с последствиями.

Последним я бы выделил само качество съемок. Декорации, локации, актерский состав, компьютерная графика – все всегда было на высшем уровне и дает фору многим высокобюджетным блокбастерам, что хоть и идет в ногу с современными тенденциями сериалов в целом, но находится выше на несколько голов всех конкурентов.

Я не могу сказать, что я недоволен концовкой в целом, но мне совершенно не понравился путь, которым к этой концовке пришли. Предпоследний сезон, по большому счету имел очень малую смысловую нагрузку, он не сумел завершить или хотя бы подвести к завершению ни одну из сторон сюжета, оставив в конце огромное количество незакрытых «хвостов», которые 8 сезон либо завершил очень уж поспешно, либо просто «забыл».

На мой взгляд, очевидно, что 8 сезон спешил, причем спешил настолько, что создается ощущение просмотра фильма на перемотке. Диалоги скомканы и затрагивают совершенно разные темы одновременно, персонажи говорят обо всем и ни о чем, а их характеры в корне меняются буквально за 5-10 минут экранного времени. Главная потеря 8 сезона — это органичность, теперь перед экраном не живые люди, а персонажи, которые просто изо всех сил торопятся оказаться в своих финальных точках, персонажи, которых из разносторонних и сложносочиненных героев превратили в двухмерные версии самих себя.

В итоге, мы имеем концовку, которая сама по себе, может быть, и неплоха, но оторвана сюжетно от предыдущих 7 сезонов, ведь 8 сезон оказался неспособен полноценно подвести к закрытию большинства сюжетных арок, и поэтому просто ставит зрителя перед фактом. В итоге создается ощущение обесценивания всего пути пройденного вместе с героями, ведь в конце их просто расставляют по своим финальным точкам.

© HBO

Сергей Лебеденко, писатель и создатель телеграм-канала «Книги жарь»

Когда заходишь в метро, слушаешь, как двое мужиков в спецовках жалуются друг другу на битву за Винтерфелл. Спросив девушку о планах на вечер, парень слышит в ответ всем знакомый мотив музыки Рамина Джавади. Правительство Чехии поздравило Вестероса с освобождением от тирании. В условиях, когда от «Игры престолов» нельзя никуда деться даже дома (из соседского окна обязательно донесется минор «Рейнов из Каскадере»), сталкиваешься с выбором: либо ты считаешь, что весь мир сошел с ума, либо признаешь, что сегодня эпоху могут формировать сериалы.

Последнюю серию 8 сезона в день премьеры только на HBO посмотрели 20 миллионов человек, так что выбора, в общем, у тебя нет.

Как сериал стал социокультурным явлением? У ИП с самого начала была устойчивая фанатская база – книги Мартина стали бестселлерами задолго до того, как писатель подписал контракт с HBO, – удачное попадание во время, когда смотреть сериалы «залпом» только становилось модой, и стриминговые сервисы еще не вытеснили кабельное телевидение на рынке телепросмотра. Все это сделало «Игру престолов» сериалом феноменальной популярности, который отражал страхи и надежды общества: страх иррациональных явлений, которые нарушают привычный порядок вещей, и надежды на то, что мир снова станет понятным.

Самое главное, «Игра престолов» доказала, что сериал – такой же важный медиум, как и кино. Собственно, ИП – один из тех сериалов, который доказал, что сериалы берут сегодня на себя функцию общекультурного потребления. Как в XIX веке каждый способный читать обсуждал «Анну Каренину», выходившую «сериями» в журнале «Русский вестник», так сегодня каждый обсуждает ИП или свежий «Чернобыль». А значит, и сценаристы сериалов окончательно получили признание в качестве авторов текстов, которые способны формировать эпоху.

А еще «Игра престолов» открывает дорогу вымышленным мирам. Она предвосхитила бум экранизаций: сегодня, если у книги есть устойчивые продажи и фанатская база, можно не сомневаться, что она рано или поздно окажется на прикроватном столике у какого-нибудь продюсера. И это здорово: у писателей появляется еще один легитимный путь сделать свое творчество доступным более широкому кругу реципиентов.

Проблема тут в том, что сериалы во многом способствовали падению интереса к литературе. Понятно, что в мире «короткой памяти» чем доступнее медиум – тем больше он привлекает внимания. Но сериалы никогда не достигнут глубин философских и психологических, на которые способна литература, попросту потому, что у писателя нет бюджета и у писателя нет интереса в том, чтобы показывать многомиллионные взрывы. Его цель – показать, как меняется внутренняя жизнь героев на протяжении их драматического путешествия (в каком бы жанре оно ни было выдержанно).

Мне понравилась статья Зейнефа Туфеки в Scientific American о том, почему зрители так много жалуются на качество последних сезонов сериала.

Если вкратце, суть в чем: Мартин основывал сагу на событиях европейской истории и для него в сюжете главным был социологический нарратив – то есть драма изменения социальной структуры общества, столкновения социальных групп и слоев в борьбе за власть. Сериал этой линии следовал. Однако когда литературная основа оборвалась, сценаристы перешли к проверенным Голливудом методам нарратива психологического – когда в центре сюжета не история больших групп людей, а история конкретных персонажей, с вниманием к их переживаниям и росту индивидуальностей. Понятно, что в результате важным стало не то, как события влияют на общество и его представителей, а то, как отреагирует конкретный персонаж на конкретное событие. И хорошо, если бы таким сериал был с самого начала, но «Игра престолов» всегда была большим, чем историей характеров; не зря же раньше смерть ключевых героев не приводила к окончанию сериала. Резкий сдвиг парадигмы и спешка сценаристов привела к падению качества.

Мне в целом кажется логичной концовка сериала, но спешка, эффект смещения парадигмы и стремление сделать сериал зрелищнее в ущерб логике – это все делает просмотр 8 сезона болезненным. Когда видишь, как развивавшийся на протяжении 7 сезонов персонаж за одну ночь превращается в Гитлера, невольно задашься вопросом, а зачем нам рассказывали его историю так долго, если его психологический портрет меняется так быстро.

© HBO

Дмитрий Смольный, журналист

Так получилось, что я прочитал изданные книжки ещё в школе, за два-три года до старта сериала. Первые пять сезонов он мне очень вкатывал из-за довольно смелых решений (прежде всего Джорджа Мартина), постановки, драматургии и бережного отношения к первоисточнику. В этом плане «Престолы» лично для меня стали планкой качественного продукта, в котором зрелищность удачно переплетена с грамотным сценарием. К сожалению, потом шоураннеров понесло не туда.

Главное достоинство сериала растёт из книг: это бескомпромиссное отношение к персонажам и очень холодный взгляд на происходящее. Первое время «Престолы» даже не пытались заискивать перед зрителями. Мы ведь наблюдали за историей людей, которых перемалывали не мифические орки, не драконы, не поехавшая королева, а простой быт, амбиции и уклад жизни. То есть стоит отдать HBO должное, поскольку сериал дал зрителю долгожданный реализм, а не очередное фэнтези. Речь, опять же, идёт не о последних сезонах.

Концовкой я остался недоволен. После седьмого сезона решил досматривать сериал с максимально отключенной головой, но шесть финальных серий просто не вписываются ни в какие ворота. Мне в целом пофигу, чем именно все закончилось. Ну, король и король, выборы и выборы, Старки и Старки. Дело ведь в подаче и сценарии, — а он бездарен. Сериал вдруг начал говорить со зрителем на языке 21 века, забыв про внутреннюю логику, и таким образом разрушил законы собственного мира. В подобную бессюжетную картинку с отупевшими персонажами поверит либо ребёнок, либо крайне непритязательный человек. И провальные рейтинги это доказали. Видимо, народу неприятно было смотреть на то, как сценарий двух некомпетентных людей заживо хоронит титанический труд съёмочной команды.

© HBO

Антон Селезнев, финансовый аналитик

Сериал — культурный феномен. Было интересно следить за жизнью вокруг него, но сам по себе для меня он стоит на уровне с любым другим сериалом, это лишь один из многих. Но именно этот возникший культ и вызывал во мне интерес для наблюдения и изучения.

Главное достоинство сериала — огромное количество сюжетных линий, и как следствие огромное количество теорий, которые появлялись во время выхода всех серий и сезонов и которые ещё будут появляться даже после его завершения, их изучение завораживает ничуть не меньше (если не больше), чем происходящее на экране. Также стоит отметить отличный от всех подход к созданию «средневековья с магией», разумеется это заслуга писателя, но сериал как преемник с этой задачей справился отлично и не дал превратить себя в клишированную «битву магов» в угоду массовому зрителю.

Концовка разумеется заслуживает право на существование и не является такой плохой, как в один голос твердят фанаты. Проблема скорее в том, что 8-й сезон вышел очень непроработанным, будто сценаристы старались закрыть все арки как можно быстрее. Пропала «глубина» персонажей, а многие линии были завершены сценаристами словно на скорую руку. Сезон просто не смог соответствовать тому уровню, который был задан в самом начале.

© HBO

Роман Орлов, учитель математики

Я в целом люблю всякие вселенные, насыщенные мелкими деталями. И «Игра престолов» как раз описывает/визуализирует события из подобной вселенной. Пусть сериал не всегда совпадает с книжным первоисточником (особенно в последних сезонах, где книги ещё не готовы), но возможность посмотреть некоторые сцены (те же битвы, например) — это круто.

Понятно, что ИП — это не просто альманах событий из книжек, но вполне себе целостное произведение. Об её целостности/самостоятельности может говорить её популярность. Ты приходишь на собеседование, и замечаешь, что люди на работе обсуждают последнюю серию игры престолов, или после занятий по математике общаешься с учеником по поводу той самой петиции. Теории, интерпретация предсказаний и пророчеств, арки персонажей. ИП — это такая дополнительная социальная ниточка, благодаря которой у тебя чаще всего была дополнительная богатая тема для обсуждения. Не думаю, что книги будут так популярны и жаль, что теперь это ниточка скорее всего пропадёт.

Достоинства и достижения сериала — это проработанность мира, культовость сериала (к этому можно добавить и меметичность), колоритные персонажи, линия повествования, атмосферность всего происходящего. Персонажи очень интересные, с различными мотивами, не статичные. Вот у нас есть первая серия, пока всё более-менее равновесно. Вот тут у нас благородные Старки, вероломные Ланнистеры и король Роберт Баратеон, которому больше милы дни его восстания. И вот это всё начинает двигаться, добавляются новые фигуры и центры сил, кто-то карабкается по лестнице, вообще непонятно каким новым равновесным состоянием этот начавшийся хаос закончится. Помимо важных персонажей, есть ещё и куча второстепенных, у которых своя арка. Например, тот же Пёс, который в первом сезоне убивает сына мясника, в восьмом убивает гору, а между делом кушает курочку и живёт в коммуне. Есть просто забавные персонажи, как Эдд Скорбный, который в любой непонятной ситуации выдаёт свои фирменные шуточки (я удивился, когда он над своей смертью не пошутил, видимо в тот раз всё было слишком серьёзно). С этим, конечно, сложно не упомянуть, что некоторые персонажи деградировали в течение последних сезонов. Например, всеми любимый Тирион, который во втором сезоне выдавал крутые пасы, к восьмому принял ряд ошибочных решений подряд. Варис, Мизинец также изображают имитацию деятельности.

Концовка сериала меня удовлетворила. Некоторые сцены напрашивались сами собой (линия Дейенерис, которая вписалась в пророчество из второго сезона), другие были наполнены разнообразными отсылками к предыдущим сериям (Давос, который копсплеит Станниса в области грамматики) и к концовке властелина колец (Железный трон расплавлен, Сэм представляет книгу по мотивам и хочет назвать сына в честь героя, герои отправляются в далёкие земли), что подкупило лично меня. Конечно, я остался недоволен, как Серый Червь лишил самого себя двух заложников в обмен на «справедливость». Я ещё подумал, как они могли так легко провести его. А потом оказалось, что нет, Джон Сноу реально отправляется на стену, чтобы…чтобы что? Непонятно.

Убийство Дейенерис немного вписалось в пророчество про Азор Ахая. Азор Ахай пронзает сердце своей жены, чтобы победить тьму. И если раньше тьмой считалась магия льда, то после сожжения королевской гавани (после этого кстати выпадает не то снег, не то пепел), интерпретацией тьмы может уже считаться тиран на драконе. Восхождение Брана из-за того, что он хранитель историй показалось несколько странным. Это могло бы вписаться в историю коварного Бриндена Риверса (предыдущего трёхглазого ворона), который являлся таргариеновским бастардом и мастером над шептунами. Но никаких намёков на это нет, выглядит всё довольно просто и без таких закрученных схем. Заседания советов также получились странными, они отлично вписываются с закадровым смехом в жанр ситкома.

История закончилась там же, где и началась — за стеной. Сериал оставил после себя и чувство горькости из-за плохо проработанных веток повествования в последних сезонах, и чувство сладости из-за относительного хеппиэнда.

© HBO

Размик Авакян, студент

«Игра престолов» прежде всего была для меня драмой, построенной на интересных персонажах, их взаимосвязях и том, как они адаптировались под необычные ситуации. Также это было первое шоу в фэнтезийном жанре, имевшее успех подобного масштаба. Главное достоинство — необычный сеттинг, где помимо фэнтезийной интерпретации реальных исторических событий был введён необычный сезонный цикл, который, будучи на первый взгляд незначительной деталью, на деле оказал воздействие на культуру людей, населяющих этот мир. Также заслуга сериала в неоднозначных персонажах, каждый со своими целями и мотивациями, которые вели себя логично и во многих случаях непредсказуемо.

Концовка меня разочаровала, она была скомкана и чересчур обрывистая, так как линии многих персонажей просто внезапно кардинально поменялись. Шоу, известное своей тенденцией безжалостно убивать центральных персонажей, прекратило это делать 3 сезона назад. Диалоги, которые раньше эффективно раскрывали персонажей и вордбилдинг, стали лишь источником фан-сервиса.

© HBO

Анфиса Турчина, менеджер по рекламе

ИП — качественный и интересный сериал с крутыми диалогами и неожиданными поворотами сюжета. Один из немногих, чьи часовые серии не утомляют и не выглядят как специально растянутые. Главным плюсом сериала считаю отсутствие у главных персонажей «иммунитета» к смерти и глупым решениям. А также наличие реалистичных сцен насилия, которые вызывают именно те эмоции, которые оно должно вызывать. Ведь в большинстве случаев убийства и кровь в кино и сериалах преподносятся легко и неестественно. Также была приятно удивлена, что в фэнтези сериале не стали перебарщивать с магией.

Концовкой осталась недовольна. У главных персонажей все же появилась эта способность выживать/побеждать в самых невероятных ситуациях. И это не было бы такой проблемой, если бы создатели берегли главных героев с целью логичного завершения их линий из прошлых сезонов. Способности Арьи и Брана остались бесполезными. Происхождение Джона тоже. Джейме так и остался верен Серсее, а ее саму убили как второстепенного персонажа.

© HBO

Алексей Максимов, музыкальный редактор

Недавно я услышал мнение на одном подкасте, что «Игра престолов – это клан сопрано в 7 королевствах». Не могу сказать так же, потому что лично для себя ставлю «Сопрано» повыше, но в целом могу сказать, что ИП — один из величайших проектов в истории. Сквозной сюжет, подтекст, потрясающие персонажи. «Хороший сериал посмотреть, как книгу прочитать». Вот про ИП я так могу сказать и это лучшая похвала.

Я не профессиональный критик, про художественные моменты ничего сказать не могу. Скажу, что на моей памяти в истории таких вот качественных популярных проектов финальный сезон, который одинаково ненавидели и любили – первый раз. А это ли не признак настоящего искусства. «Вы можете меня любить, можете ненавидеть, но не будьте ко мне равнодушны». Равнодушием тут и не пахнет. Ну и как показывают цифры, если не ошибаюсь, последняя серия поставила абсолютный рекорд по просмотрам в истории ТВ.

Концовкой я доволен. Были нелогичные моменты, но в совокупности финал сериала меня очень порадовал. Бран на троне и дракон, сжигающий трон — это вообще одни из лучших сцен за историю сериалов.

© HBO

Александр Намдаков, таргетолог

Сериал однозначно эпохальный. До того, как его посмотрел сам, он мне казался каким-то дешевым дерьмовым шоу про сиськи, убийства и средневековье. Но сейчас можно признать, что первые четыре сезона были лучшим, что я видел по TV.

Думаю, главная заслуга Игры Престолов — это деконструкция жанра фентези. То есть, мы привыкли к определенному нарративу о том, что главные герои всегда побеждают плохих, всегда выглядят красиво и положительно, за что сюжет прощает им их мелкие косяки. Но «Игра Престолов» не прощает. Она рассказывает о том, что случилось бы с типичными фентезийными персонажами, живи они в реальном брутальном средневековье. А случилась «Красная Свадьба» — и я думаю, что она навсегда останется для меня самым травмирующим событием, случившимся в массовой культуре.

Впрочем, это все актуально до пятого-шестого сезона. С возвращением в мир магии (это центральная тема, которая проходит через весь сериал), сюжет реально словно бы сам тупеет до скучных фентезийных шаблонов. Во всем этом, думаю, можно найти скрытый смысл, но скорее всего на деле сценаристы просто облажались.

Концовкой я остался недоволен, но в целом пережил это без сильной фрустрации. Сериал все равно крутой в целом, D&D сделали то, что сделали — без них бы не было и первых сезонов, а возможно и сериала вообще.

© HBO

Александр Алешин, частный детектив

Для меня GoT сначала был мейнстримом, с которым не хотелось иметь ничего общего. Я не отрицал никогда, что сериал хорош, но я был якобы слишком занят чтобы тратить время на него. При этом я очень любил игры Telltale, учил английский по ним и мне попалась игра по мотивам GoT — я был впечатлен. После этого появилось последовательное желание посмотреть сериал.

Я не знаю, есть ли у сериала заслуги и объединил ли он человечество, но достоинства этого сериала перед каждым зрителем очевидны. Последние сезоны были не только эпичны, но и глобальны, это как чемпионат мира по футболу, но без футбола. Чувствуешь какое-то единство и причастность к чему-то великому, красивому и жестокому. Первое, что меня поразило в этом сериале, это смерть Неда Старка в конце первого сезона. Я думал, это главный герой! И такое потом повторялось довольно часто, сериал был совершенно непредсказуем даже тогда, когда ты думаешь, что понял тактику повествования и ждёшь смерти любимого героя. А ее не происходит.

Я доволен концовкой. Я вообще доволен последним сезоном, не думал, что будет что-то более эпичное, чем водружение волчьего знамени над Винтерфеллом в «Битве бастардов», но когда я увидел четвертую серию последнего сезона, я просто охренел. Охреневание началось с того момента, как погасли огни дотракейских серпов и продолжается до сих пор.

© HBO

Андрей Мучник, журналист

Изначально «Игра престолов» для меня была экранизацией книг и последние интересовали меня гораздо больше. Я даже бросил смотреть его на 3 сезоне, так как все знал наперед. Но когда вокруг сериала возник целый культ и когда создатели сериала начали выдумывать свои сюжетные линии, я снова вернулся к сериалу и смотрел уже до конца. Я так и не стал настоящим фанатом сериала, строящим свои теории и переживающим за любимых героев, но с интересом следил за развитием сюжетных линий.

Главное достоинство — это первый сериал в жанре эпического фэнтези, сделанный на достойном уровне. Это касается и декораций, и уровня актерской игры и продуманности сюжета. Концовкой я доволен не совсем, мне кажется, восьмой сезон бы только выиграл от большей непредсказуемости. С другой стороны, у меня нет своего четкого видения других вариантов концовки, поэтому я не слишком расстроен или обижен на создателей сериала.

© HBO

София Сенюшкина, преподавательница иностранных языков

Для меня «Игра престолов» – это, в первую очередь, хороший сериал. Очень масштабный, если учитывать, как много людей по всему миру его смотрели и обсуждали. Очень эпичный. Это современный «Властелин колец», в котором весьма удачно соединились подражание творчеству Дж.Р.Р.Толкина и новая история.

Главные достоинства? На ум приходят только сцены с массовыми убийствами и голыми телами – вот этим «Игра Престолов» точно прославилась! В остальном мне сложно судить о достижениях сериала, потому что я не так хорошо знакома с самой структурой сериала, со всем этим цехом. Безусловно, влияние было оказано. Возможно, та же натуралистичность «Игры престолов» изменила общее, традиционное видение отдельных сцен. Если учитывать различные награды, которые получала вся команда сериала, достижений должно быть много.

В целом, я довольна. Все знали, что Дейнерис умрет. Вопрос стоял в том, кто ее убьет. Да, возможно, тот факт, что этим убийцей оказался Джон, был слишком предсказуемым. Многие делали ставку на Арью, я в том числе. А что касается нового короля – выбор меня удивил, но не разочаровал. Других персонажей я с трудом представляла на железном троне, особенно Джона. В целом финальная серия была неплохой, особенно позабавили бутылки с водой, которые засветились во время собрания представителей семей. Либо все так устали, что просто не замечали нарушений, когда снимали серию, либо руководствовались мыслью «Никто не будет вглядываться». Так и не научились брать в расчет внимательность фанатов.

© HBO

Анастасия Власова, куратор музея

«Игра престолов» для меня очень ценный проект. Не только потому, что с ним прошли 7 лет моей жизни. В него я вложила сильную личностную эмоциональную символику. Этот сериал мне, в свое время, посоветовал очень близкий человек. Его признание, положительная оценка каких-либо идей, будь то фильм или книга, означала для меня безоговорочное уважение и, не будет преувеличением сказать, почитание. ИП для меня не просто величайший эпос в мировом кинематографе с потрясающим сценарием, режиссурой, актерами и прочим. Это еще и мое взросление в период 14-ти лет до 21 года. По вышесказанному понятно, что именно эмоциональная привязка к этому сериалу для меня сыграла значительную роль в восприятии сериала.

Мне нравится, что действие сериала происходит не в наше время, но в то же время он и неисторический. Это параллельная вселенная, но в лучших традициях человеческого мировосприятия: здесь и мифологическое, и средневековое, и современное видение. Шикарные. костюмы, декорации, визуальная составляющая.

Концовкой я и довольна, и недовольна. Отношение очень неоднозначное. Но я ее принимаю, как бастарда! Есть в последнем сезоне много моментов, которые я бы подправила, но какие-то глобальные вещи, такие как смерть Дайнерис, я бы оставила и не стала бы ничего менять.

© HBO

Влад Мадзигон, психолог

В целом неплохой сериал, который может служить отличным примером того, что происходит, когда заканчивается оригинальный текст и в дело вступают обычные, не самые талантливые сценаристы. Главное достоинство – саундтрек. Дживади душу вложил в эту музыку: эпичная, красивая, запоминающаяся, всегда к месту.

Концовка не понравилась, потому что очень неумело закончили пару сюжетных веток, потеряли логику даже не прошлых сезонов, но и самого 8-го сезона, оставили тонну вопросов (как в свое время «Остаться в живых» оставил) и вообще, решили уложить такой объемный материал в 1 сезон, вместо 2-3, как минимум. Хотя бюджет вместе с интересом аудитории явно позволяли не спешить с финалом.

© HBO

Никита Грошев, инженер-строитель

Сложно описать, что для меня значит ИП, одним словом или предложением. Это уже своего рода культ, я начинал смотреть, когда школу заканчивал и тогда кстати он мне не очень зашёл. Просто оглядываясь назад, я офигеваю — осознавая, что этот сериал был со мной почти 10 лет. Я за это время успел закончить школу, универ, сменить 2 работы, но не менялось только одно – я ждал выхода нового сезона каждый год.

«Игра престолов» наравне с «Во все тяжкие» смогли пошатнуть пьедестал массовых развлечений для человека. Еще десять лет назад люди чаще думали, что сериалы снимаются для домохозяек, но они задали новую планку качества. Сейчас сериалов уже так много, что все невозможно успеть посмотреть. Но и среднее качество выходящих сериалов тоже растёт. Вот это я бы назвал достижением этого сериала и всех людей, которые были причастны к работе.

Но, к сожалению, все достоинства сериала в плане самой картинки, монтажа, декораций с годами утратились. Конкурентов тогда было не очень много, позже стало сложно тягаться с бюджетами Netflix, и сериал стал смотреться хуже на фоне конкурентов. Хотя есть масса сериалов с очень маленьким бюджетом, но с очень крутым сюжетом.

Концовкой я скорее недоволен. С одной стороны, я рад, что все подошло к какому-то концу, пусть временами не самыми логичными путями. А с другой, я охреневал от того, что эти люди дарили столько крутых твистов, персонажей и прочего на протяжении 7 сезонов, а тут их как будто подменили. Возможно они так облажались из-за отсутствия книг Мартина и им пришлось в кои-то веки делать все самим, я не знаю, других объяснений у меня нет. Просто обидно, что все могло закончится куда интереснее.

© HBO