ИскусствоСериалы

«Благие знамения»: необычный сериал о конце света

«Благие знамения» — это мини-сериал от Amazon, основанный на одноимённом романе Терри Пратчетта и Нила Геймана. Шоу оскорбило чувства американских христиан, которые потребовали его запретить из-за «нормализации сатанистов и издевательств над божественной мудростью». Вера Ставицкая рассказывает о том, каким получился сериал про дружбу ангела и демона.

Фильмов, рассказывающих про конец света, огромное количество. Режиссеры с разными стилями и взглядами снимают свое представление о том, как перестанет существовать человечество. Гибель всех людей в кино – это отличный способ привлечь внимание зрителей, если не шутками, то серьезными вещами, так как тема бесконечно интересна. И адаптация книги Нила Геймана и Терри Прачетта «Благие знамения» воплощает Армагеддон с позиции современных гениев фантастического жанра.

Сериал «Благие знамения» рассказывает о дружбе ангела Азирафаэля и демона Кроули. Их знакомство произошло еще на заре сотворения мира, и в течение 6000 лет существования Земли они должны были противостоять друг другу. Однако жизнь имеет свои превратности, и на маленьком голубом шарике нашлись более интересные занятия. Ангел и демон смогли найти общий язык и поделить обязанности, чтобы сэкономить время на противостоянии. В итоге вместо долгой и нудной борьбы каждый получал удовольствие от жизни.

Но все изменилось, когда неожиданно их обоих известили о скором конце света и предстоящей борьбе Рая и Ада. Друзья оказались сильно привязаны к жизни на Земле и решили противостоять неминуемому событию, что собственно и показывает сериал.

Сюжет

Сама история, положенная в основу, этого сериала довольно необычная. Несмотря на то, что спасали мир в книгах и кино сотни раз до этого, «Благие знамения» смогли отличиться пятью оригинальными способами.

Во-первых, сюжет отчасти крутится вокруг Библии, как главного первоисточника, но относится к ней без какого-либо пиетета. Нужные события берутся для истории, ненужные игнорируются и выбрасываются. Фактически сериал в чем-то похож на фильм «Догма», но если там авторы иронизировали над законом Божиим, то здесь это просто обыгрывание знакомого сюжета.

Во-вторых, сотрудничество Кроули и Азирафаэля. По законам любого жанра в этой истории, как и в миллионах фильмах про различия между партнерами («1+1», «Зеленая книга», «Тайная жизнь домашних животных» и др.), авторы должны были сосредоточиться на притирке героев друг к другу. Но здесь все совсем не так.

Создатели решили избавиться от бесчисленного множества скучных сцен, где разные взгляды героев мешают их общению, и высказываются на этот счет довольно быстро. Как будто, они понимают, что мы и так давно все это знаем, и идут дальше. Конечно, эти сцены все еще есть, но они не раздражают – настолько мало времени им уделено. Отчасти это можно сравнить с «Чудо-женщиной», где в течение фильма отличия главной героини от остальных (нежелание носить платье, внимание к тому что, она женщина, так как это патриархальное общество) не тратят хронометраж впустую.

В-третьих, сериал умело реализует голливудскую повестку, при этом не уничтожая историю: Адам и Ева – чернокожие, Бог – женщина, а некоторые персонажи напоминают геев. Но, опять же, это совершенно не раздражает. Можно сказать, что создатели сериала выбрали такое воплощение, просто потому что оно им больше нравится. Тем более мысль про негроидную расу первых людей вполне можно назвать каноном, ведь наши предки вышли как раз из Африки.

В-четвертых, скорость истории. Сериал имеет шесть серий по 40-50 минут, которые смотрятся на одном дыхании. Сюжет развивается крайне быстро, и он целиком и полностью построен поворотах, хоть и довольно предсказуемых. Повествование замедляется к концу, но это вполне обоснованно.

В-пятых, полезный закадр. В течение сериала повествование с просто демонстрации событий, сменяется на закадровый голос. И обычно это всегда провальная идея объяснять зрителю, что происходит, тогда как кино должно показывать. Но, как и большая часть традиционных шагов, «Благие знамения» используют эту технику правильно. Голос дополняет шикарный визуальный ряд, а само его появление необходимо, чтобы усилить восприятие истории и понять, что происходит. И действительно, когда на Землю прибывает Цербер, который должен быть слугой сына Сатаны и помогать уничтожить планету, непросто понять происходящее.

Каст

Еще, как минимум, одна вещь, которая удалась фильму классно – это каст. Все актеры вполне справляются со своей ролью, а главные герои Азирафаэль и Кроули в исполнении Майкла Шина и Дэвида Теннант (Десятый Доктор Кто) можно называть лучшей частью сериала.

Дэвид Теннант, Джон Хэмм, Майкл Шин

По их общению, поступкам и лицам можно увидеть двух людей, вынужденно оказавшихся по разные стороны баррикад. Они уже почти не верят в то, что в их борьбе есть смысл и что она вообще оправдана. И это логично. Их посылают на одни и те же задания с различием только в целях, так почему бы не договориться и не выполнять работу поочередно, особенно если исполнение мало кого волнует.

Внимание цепляют сами взаимоотношения Азирафаэля и Кроули. За ними чертовски приятно наблюдать. Несмотря на то, что местами есть банальности, в них можно увидеть сильную привязанность их друг к другу. Посиделки в парке, совместные обеды, взаимовыручка – очевидно, что противоположным сторонам делать все это нельзя, но они рискуют, так как в этом есть смысл.

Другие персонажи тоже хороши, и их сюжетные линии не кажутся вставками между общением Кроули и Азирафаэля. Даже дети играют на уровне. И авторам пришлось проделать огромную работу, чтобы правильно уместить большие предыстории персонажей в короткие 6 серий.

Музыка и визуал

Две стороны одной монеты – визуал и музыка в «Благих знамениях» выглядят просто прекрасно. Картинка приятна глазу, даже несмотря на то, что в сериале полно контрастов. Зеленые луга, белые стены рая, темные стены ада, красивые леса. Работа костюмеров и стилистов выглядит впечатляюще: много разных исторических декораций, воссоздание реалий прошлого века и постоянно меняющиеся прически Кроули.

Музыкальное сопровождение тоже не подводит. То и дело можно услышать песни Queen, которые придают динамику событиям. Музыка в начальных титрах и вовсе будто провожает зрителя в чудесную сказку, а движущиеся анимации ангела и демона дополняют этот эффект.

Сериал однозначно заслуживает просмотра, так как почти не имеет  недостатков. Он легко смотрится, быстро вовлекает и не требует большого анализа. Основная мысль, как и сюжетные ходы, быстро считываются, но от этого сериал не становится хуже. «Благие знамения» в очередной раз доказывают, чем проще история, тем она увлекательнее.

 

Рекомендуемые статьи

Close