Литература

«Одна история» Джулиана Барнса

В марте этого года в издательстве «Иностранка» вышел роман британского писателя Джулиана Барнса «Одна история» — о любви молодого человека и зрелой женщины, оставившей след в душе героя на всю жизнь. Рассказываем о творческом методе Барнса, научном анализе темы любви и влиянии Тургенева.

Автор: Рустам Булат-Алиев

Джулиан Барнс

Бывают книги, прочитав которые, можно с невероятной уверенностью сказать для кого они предназначены и какой аудитории их стоит советовать. “Одна история” Джулиана Барнса такой книгой точно не является.

Да, это роман о любви, однако его едва ли можно советовать любителям подобного чтива – слишком флегматичный, невероятно ёмкий и рассуждений в нём гораздо больше, чем нежных и чувственных моментов. Кроме того, здесь открыто высмеиваются устоявшиеся понятия о любви и отношениях, а потому типичного романтического сюжета ждать точно не стоит.

И да, это история о бунте двадцатилетнего парня против предрассудков и снобизма общества, где ему приходится жить и вынашивать свою запретную любовь к женщине, старше его почти на тридцать лет, однако советовать её соответствующей аудитории тоже не выходит. Роман этот настолько размеренный и педантичный, что едва ли сможет удовлетворить их читательские потребности.

Написана эта книга совсем не так, как большинство любовных романов. Любовь в нём вовсе не превозносится и не является некой конечной точкой, к которой стремятся герои, а скорее оценивается как явление с довольно сухой, чисто английской, почти научной точки зрения. Главный герой даже ведёт блокнот, в который выписывает все встречающиеся ему цитаты и выражения о любви. Долгим и тернистым путём проб и ошибок вычёркивает он всё, что кажется ему глупым, с невероятной скрупулёзностью выискивая идеальное определение любви и скитания эти очень напоминают самое настоящее научное исследование. Больше всего этот подход напоминает Тургенева с его глубокими анализами чувств героев и попытками выразить саму сущность любви в прозе. Сам Барнс ссылается на русского писателя в эпиграфе, прямо давая понять об источнике своего вдохновения:

Первой любви свойствен дополнительный моральный абсолютизм – ее попросту не с чем сравнивать. Ты еще ничего не знаешь, но вместе с тем у тебя появляется ощущение, что ты знаешь все: эти чувства могут обернуться бедствием. Вспомним Тургенева, одного из величайших прозаиков, писавших о любви. Повесть «Первая любовь» основана на его собственном юношеском опыте. Тринадцатилетним подростком он безумно увлекся девушкой лет двадцати, но сделал убийственное открытие: она – возлюбленная его отца. Пол, герой нынешнего романа, говорит, что первая любовь накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь: либо как пример, либо как контрпример. Впоследствии Тургенев влюблялся еще не раз, но в итоге остановился на взаимоприемлемом ménage à trois с выдающейся певицей Полиной Виардо и ее супругом. Трудно не связать это «безопасное» решение с теми ожогами, которые оставила у него в душе первая любовь.

Отличается этот роман и от других произведений писателя, особенно от его предыдущей книги. Решение написать любовную историю сразу после монументального труда о жизни русского композитора Шостаковича кажется удивительным, однако преданные читатели понимают, что оно в порядке вещей. Джулиан Барнс очень разный, он постоянно меняет не только темы и жанры своих книг, но даже литературные стили и это замечают не только многочисленные критики. Об этом говорил и Владимир Познер в интервью с прозаиком, ещё до выхода “Одной Истории”, справедливо заметив, что создаётся ощущение, будто существует несколько Джулианов Барнсов. Писатель согласился с этим, с присущей ему иронией отметив, что каждому из них ему приходится платить.

По своей сути этот роман является ничем иным, как сборником житейских мудростей и теорий, которые выдвигает автор, пытаясь доказать их на примере той самой Одной Истории, а точнее множества разных историй, подавляющее большинство которых так или иначе связаны с одной женщиной. Изначально подобное решение автора сбивает с толку – в повествовании нет никакой целостности, не соблюдается даже хронология рассказов. Каждой историей Барнс рассказывает читателю одну из своих многочисленных теорий и пытается подтвердить её наглядным примером. Каждый этот пример, надо отдать автору должное, весьма убедителен.

В одной из историй рассказчик повествует о своём друге ветеринаре, который был вынужден бросить свою профессию и стать юристом из-за того, что эта работа стала причиной его проблем с противоположным полом. Коровьи газы, которые ему приходилось вдыхать на фермах оседали в его организме, а затем выходили из него в самый неподходящий момент. Автор сравнивает эту ситуацию с неудачными отношениями, ставшими причиной психологической травмы в голове главного героя и осложнившими все его последующие отношения с женщинами. Рано или поздно несчастье выходит наружу – пожалуй именно эта фраза могла бы стать девизом всей книги.

Больше всего поражает способность Барнса к невероятно размеренному анализу внутренних переживаний героя. Из каждой ситуации, из каждой эмоции он выносит нечто ценное, некую крупицу истины, которую затем доносит до читателя. Благодаря спокойному стилю описания, вы полностью погрузитесь во внутренний мир героя, а также получите уникальную возможность, которую так редко даёт художественная проза – учиться на ошибках персонажа. Во всех этих историях нет художественного вымысла, по крайней мере возникает такое ощущение – в этот раз писатель решил не быть незримым и предоставил читателю всю подноготную своих собственных чувств и переживаний. Персонажи здесь не пытаются казаться лучше, чем они есть на самом деле, не обладают никакими выдающимися качествами и не играют роль благородных героев эпической романтической истории. Джулиан Барнс создал обыкновенных людей со свойственными всем страхами, недостатками и мечтами, а затем запустил их в совершенно обычные бытовые ситуации, наглядно демонстрируя то, что делает с ними такая жизнь. Точнее с нами.

Во всех этих персонажах вы неизбежно узнаете самих себя, неизбежно проникнитесь к ним если не симпатией, то простым житейским сочувствием, которое позволит вам взглянуть на собственную жизнь с новой, совершенно неожиданной стороны наблюдателя. Выдержанный стиль романа даже невероятное горе и несчастье делает абсолютно нормальным явлением. Явлением, с которым необходимо справиться, а затем отпустить. Автор наглядно показывает, что не стоит зацикливаться на одной и той же ситуации, необходимо научиться отпускать людей и перестать жить воспоминаниями о травмирующем опыте.

Эта книга может стать серьёзной опорой для людей, которые только начинают делать робкие шаги на любовном поприще и настоящим откровением для тех, кто мечтает забыть о неудачно прошлом и построить новые, гораздо более удачные отношения. Да, безнадёжные романтики, мечтающие об обретении целостности и самоуважения — именно таким людям можно советовать «Одну историю».

 

 

 

Рекомендуемые статьи

Close