Сериалы

«Конец еб*ного мира» — брутальный и откровенный сериал о взрослении

Бонни и Клайд образца 2018 года

“Конец еба*ного мира” — это британская трагикомедия, основанная на одноименной графической новелле Чарльза Форсмана и вышедшая на платформе Netflix в январе 2018 года. Сериал повествует о любви двух проблемных подростков, решающих вместе сбежать из надоевшего маленького города.

Первое, что бросается в глаза — это лаконичность, совершенно нетипичная для сериала с подростками в главных ролях. Вместо растянутой франшизы в духе “Голодных игр” получился проект длиной в 8 коротких серий, каждая из которой длится всего 20 минут. Удивительным образом сценаристам удалось уместить весьма серьезный замысел в таком скромном формате. За ширмой приключенческих эпизодов с оттенками трэша поднимаются серьезные темы психических расстройств, одиночества, подросткового бунта, семейных отношений и настоящих чувств в мире равнодушия.

Знакомьтесь, это Джеймс – тихий, худой как спичка, 17-летний мальчуган с невыразительным лицом, похожим на застывшую маску. Он считает себя психопатом и имеет все для этого основания – парень не испытывает эмоций, не способен сопереживать другим людям, не имеет друзей, а в детстве вообще убивал животных, что считается классическим симптомом для будущего серийного убийцы. Подросток живет вместе со своим отцом-балагуром, изображающим веселье после загадочной смерти матери Джеймса.

А вот Алисса – симпатичная девчонка со взрывным характером, обожающая бесить неприятных ей людей. Больше всего она ненавидит своего отчима, который терроризирует ее при равнодушном попустительстве ее бесхарактерной матери. Она также не умеет выстраивать отношения с окружающими, да и не хочет этого делать, поскольку большинство знакомых раздражают ее своим лицемерием и ханжеством. За образом юной стервы Алисса оказывается ранимой и чувствительной особой, тяжело переживающей отвержение своей cемьи и желающей воссоединиться с потерянным отцом. 

В один момент, когда Алиссу все окончательно достало, она решает познакомиться с Джейсом в школьной столовой. Просто потому, что он испытывает похожие проблемы и не вписывается в местное общество. Вместе они решают сбежать куда подальше от родного и надоевшего города. У них нет четкого плана и нет конечной цели, зато есть арсенал из злости и любви. Этого оказывается достаточно, чтобы отправиться покорять мир.

«Конец еб*ного мира» — это симметричный ответ на «Очень странные дела». Само провокационное и нецензурное название говорит о том, что здесь дети не спасают мир от вселенского зла, а сами являются его носителями по вине взрослых. А теперь они собираются этот мир как следует разрушить. Это удается им сполна – украв машину Джеймса, они отправляются во все тяжкие и устраивают романтичное путешествие в стиле Бонни и Клайда. Оказавшись по ту сторону закона, они наслаждаются своей безнаказанностью и опьяняющей свободой.

Что еще объединяет этот сериал с нашумевшими недавно «Странными делами»? В обоих проектах дети становятся единственной активной силой. Они совершают решительные поступки, в то время как пассивные взрослые тонут в болоте своих невротических проблем. Подростки не терпят компромиссов в преодолении препятствий, их бешеная энергия либо принимает метафорическую форму магического реализма (как в Stranger things), либо более реалистично конвертируется в типичный подростковый бунт вместе с запретными плодами секса, выпивки и независимостью от родителей.

Постепенно сериал превращается в обаятельное road-movie. Поездку юных разбойников по Великобритании сопровождает замечательный ретро-саундтрек в стиле лучших классических хитов 20-го века, часто перекликаясь с музыкальным сопровождением фильмов Джармуша и других знаменитых режиссеров авторского кино. В «Еб*ном мире» можно услышать композиции таких исполнителей как Mazzy Star, Wanda Jackson, The Buzzcocks, Shuggie Otis и Fleetwood Mac. Каждая из песен по своему смысловому оттенку соответствует происходящему на экране в определенный момент, а венцом саундтрека становится песня культовой джазовой певицы Julie London под названием End of the World. В результате такого сочетания рождается всем давно знакомая эстетика высокого и низкого в стиле серий игр Fallout или ироничных фильмов про пост-апокалипсис, в рамках которой подростки переживают страшные и омерзительные ситуации под романтичные и сказочные мелодии, повествующие слушателям о возвышенных чувствах. 

Между диалогами героев зрителю дается возможность заглянуть в их внутренний мир. Периодически время повествования как бы замирает и нам разрешают узнать, что думает Джеймс или Алисса по поводу очередной абсурдной ситуации, в которой они оказались. Их мысли и поступки избавлены от давления всякой цензуры, поэтому сериал не следует советовать ханжам и недотрогам, которые впадают в истерику от вида подросткового секса, наркотиков или жестокости на экране. Если бы сериал выходил на российском телевидении, то министерство культуры нашло бы множество поводов для его запрета.

В сериале также затрагивается тема психических расстройств. Джеймса с первых кадров представляют нам как психопата, лишенного возможности сопереживать другим людям. Он носит с собой охотничий нож и мечтает убить человека. Первые несколько серий он регулярно представляет, как хладнокровно зарежет Алиссу, несмотря на ее симпатию к нему. Джеймс не умеет изображать влюбленность и просто идет на поводу своей новой подружки, с равнодушным видом выполняя все ее желания. Однако в процессе их сумасбродного путешествия он переживает нравственное возрождение и открывает в себе неизведанный эмоциональный мир, впервые в жизни начиная испытывать сильные человеческие чувства.

Оказывается, что Джеймс вовсе не такой психопат, каким он представляется зрителю в начале, он преображается и взрослеет. Не случайно самые роковые события сюжета происходят именно в его 18-й день рождения. В этом плане «Конец еб*ного мира» удивительно совпадает с алгоритмом классических «романов взросления» от Диккенса («Оливер Твист», «Большие надежды» и др.)  до Сэлинджера («Над пропастью во ржи»). Согласно с этой литературной традицией герои сериала проходят длинный путь, во время которого они узнают мир вокруг и самих себя. Только в отличие от классики Джеймсу и Алиссе не нужно взбираться по социальной лестнице или испытывать эмоциональный катарсис, достаточно лишь окончательно разочароваться в этом «еб*ном мире» и встретить хотя бы одного человека, кто сможет тебя понять и полюбить. Тогда можно отбросить оружие в сторону, сдаться и повзрослеть. 

 

 

 

 

Рекомендуемые статьи

Close