ИскусствоСериалы

Охотник за разумом

Настоящий детектив от Netflix

В октябре 2017 года вышел сериал Mindhunter («Охотник за разумом») от Netflix, повествующий о зарождении современной криминологии и психологических исследованиях серийных убийц. В качестве продюсеров выступили знаменитый режиссер Дэвид Финчер и известная актриса Шарлиз Терон.

Компания «Нетфликс» — современный медиагигант, не нуждающийся в представлении. В США и Европе подписка на этот канал есть у каждого второго любителя телевизионных шоу. Изначально у компании сложилась репутация сугубо развлекательной цифровой платформы для трансляции довольно незатейливых боевиков про супергероев, легких мелодрам и комедий. В Америке даже существует мем под названием Netflix and chill, когда приглашение «посмотреть что-нибудь на нетфликсе» на самом деле означает предложение заняться сексом после просмотра чего-нибудь легкого и романтичного.

Со временем на «Нетфликсе» стали появляться гораздо более серьезные и драматичные сериалы: «Карточный домик», «13 причин почему», «Черное зеркало» и «Лучше звоните Солу». но никогда еще на этом канале не появлялся столь суровый, мрачный и интеллектуальный сериал, каким стал Mindhunter.

«Охотник за разумом» рассказывает о двух агентах ФБР, которые изучают криминологию, берут интервью у знаменитых серийных убийц и пытаются понять, что толкает людей на совершение ужасных преступлений. Криминология – это полноценная и относительно молодая наука, история которой начинается в 18-м веке. Именно тогда различные крупные мыслители впервые пытаются дать ответ на вопрос: «Почему люди становятся преступниками?».

В 1764 году итальянский деятель просвещения Чезаре Беккариа публикует сочинение под названием «О преступлениях и наказаниях». В нем он критикует средневековую модель пенитенциарной системы с пытками, смертной казнью и отсутствием судебных разбирательств, а также частично возлагает вину за совершаемые гражданами злодеяния не только на самих преступников, но и на государство.

Еще дальше по пути развития криминологии пошел другой итальянский мыслитель. В 1876 врач-психиатр Чезаре Ломброзо опубликовал работу «Преступный человек», в которой выдвинул гипотезу, что преступниками люди становятся от рождения благодаря особой генетике. Он утверждал, что преступников можно определить по внешним признакам: строению черепа и ушной раковины. Ломброзо выделяет четыре типа: душегуб, вор, насильник и жулик, каждый из которых можно определить по форме головы. Впоследствии теории итальянского психиатра были подвергнуты критике, а научное сообщество пришло к соглашению, что прирожденных преступников не существует.

Несмотря на несколько важных сочинений, опубликованных различными исследователями в период с 18-го по 19-й век, к середине 20-го столетия криминология все равно оставалась достаточно неразвитой наукой, неспособной объяснить мотивацию преступников и происхождение маргинальных слоев общества. Как раз с этого момента начинается повествование Mindhunter.

Время и место представленных на экране событий – конец 70х годов в США. Это был тревожный период для американского общества, поскольку развеялся психоделический романтизм хипповских 60-х годов, а их надежная на первый взгляд демократия дала серьезную трещину после скандальной отставки президента Никсона.

Два агента ФБР, молодой и неопытный Холден Форд вместе с потрепанным полицейским старой закалки Биллом Тенчем, путешествуют по стране и дают в разных штатах лекции для полицейских. Они рассказывают простым копам то, что науке известно о мотивации криминальных элементов и что нужно знать о человеческой природе для поимки душегубов. После общения с коллегами по цеху агенты постепенно осознают, что они сами толком ничего не знают о психологии преступников, а все достижения научной криминологии оказываются либо недостаточными, либо потерявшими всякую актуальность.

Эпоха хаоса и абсурда, в которой оказалось человечество в конце 20-го века оказало влияние на все сферы жизни, в том числе и на криминальный мир. На протяжении многих столетий полицейские и детективы руководствовались вполне житейскими соображениями при расследовании различных жестоких преступлений. Скажем, убийство совершают в большинстве случаев из-за мести или корысти. А значит, что у виновника были эмоциональные или меркантильные причины. Такая логика работала долгое время и помогала значительно сузить круг подозреваемых до всех, у кого мог быть ясный мотив.

Но времена изменились, а вместе с ними стали другими и преступления. Предположим, к одинокой старушке ворвался неизвестный, изнасиловал ее зубной щеткой и порубил несчастную на маленькие кусочки, при этом не украл никаких ценностей. На место происшествия приезжает полицейский и начинает оперативную работу. Ему нужно ответить на вопрос – какой возможный мотив этого злодеяния. Месть? Маловероятно, что одинокая пожилая женщина могла кому-то настолько повредить, чтобы вызвать такой гнев. Корысть? Отпадает, ведь из дома ничего не было украдено. Тогда что?

Герои сериала понимают, что им нечего ответить на многочисленные вопросы полицейских, пытающихся расследовать подобные дела. Поэтому агенты решают самостоятельно заполнить пробелы в познаниях и пользуются весьма необычными методами. К концу 70-х годов в тюрьмах США оказываются заточены несколько десятков отпетых убийц, на счету которых множество невинно загубленных жизней. Презираемые обществом, они отбывают свои пожизненные сроки и заживо гниют в тюрьме. Почему бы им хотя бы однажды не принести пользу человечеству?

Холден с Биллом посещают заключенных и записывают с ними интервью с целью понять, что толкнуло этих людей на совершение таких отвратительных поступков. Убийцы, не имея других занятий, охотно делятся своими воспоминаниями и размышлениями.

— Убивать людей – это мое призвание.

— Призвание?

— А как еще это назвать, хобби? Я не могу без этого. Это самое настоящее призвание. К тому же достаточно тяжелая работа.

Сериал максимально точен и достоверен в отражении реально существовавших маньяков Эда Кемпера, Джерри Брудоса, Теда Банди, Чарльза Мэнсона, Ричарда Спека и Монти Риссела. Персонажи главных героев также были вдохновлены настоящими криминалистами. Был такой агент по имени Холден Форд, он на самом деле брал интервью у перечисленных злодеев и опубликовал книгу о своих открытиях под названием Mindhunter: Inside the FBI’s Elite Serial Crime Unit.

Работа Форда привела к важным открытиям как в сфере психологии, так и в области криминальной терминологии. На глазах зрителя показаны моменты изобретения таких терминов как «Серийный убийца». Агенты начинают разделять объектов изучения на так называемых «организованных» маньяков, которые тщательно планируют свои жестокости, и «дезорганизованных» убийц, действующих импульсивно и эмоционально. Возникает перечень тревожных симптомов становления будущего злодея – родителям советуют обращать внимание, если их ребенок играет с огнем или мучает животных.

«Охотник за разумом» обладает зловещей атмосферой беспредельной жестокости, чего удается добиться без сцен с иллюстрациями самих преступлений. Результаты «работы» серийных убийц мы видим только на фотографиях их жертв, которые держат в руки агенты во время своих расследований. Чувствуется влияние Дэвида Финчера, откровенно использующего свой авторский стиль для реализации общих творческих замыслов сериала.

В конце первого сезона главные совершают много значительных открытий, но так и не приходят к ответу на главный вопрос криминологии. У всех опрошенных маньяков есть некие общие черты, свидетельствующие о влиянии среды на их психику. Практически все они произошли из неблагополучных семей, прошли через многочисленные травмирующие ситуации, стали объектами жестокостей со стороны родителей или сверстников. Однако науке до сих пор неизвестно, почему из множества людей с похожим биографиями лишь малая часть становится зловещими убийцами. На что можно свалить вину за их появление: на государство, на семью, на гены, на социальную среду, на систему образования? Предположений много, а ответа мы не имеем даже сейчас.

Зато «Охотник за разумом» красочно показывает, что становится с человеком, который по долгу службы долго изучает такие малоприятные вещи. По этой причине сериал заслуженно называют «Настоящий детектив от Нетфликс», поскольку как и в True Detective местные герои проходят через сильное преображение своего характера, у них рушится личная жизнь, стираются нравственные установки, они выгорают и деформируются. Потому что долгое изучение бездны не может пройти бесследно, она неизбежно начинает отвечать тебе взаимностью.

Рекомендуемые статьи

Close