ИнтернетИскусствоКиноПаблики

Паблик: Cinema Critique

Как любительская критика стала отдельным комическим жанром

16 февраля 2015 года в социальной сети «Вконтакте» было создано сообщество под названием Cinema Critique. В нем публикуются постеры известных кинофильмов, на которые наложены отзывы так называемых «диванных» кинокритиков, слабо осведомленных о кинематографе людей, не стесняющихся в выражении своего мнения.

Кино существует примерно 120 лет, поскольку датой его условного рождения принято считать 1895-1896 года. Именно тогда изобретатели аппарата «синематограф» братья Люмьер организовали в Париже первые в истории киносеансы, на самом известном из которых был показан немой черно-белый фильм «Прибытие поезда». Массовую популярность кинематограф получил только в начале 20-го века, когда по всему миру начали появляться кинотеатры. Точно так же, как и любое другое искусство, кино нуждалось в сообществе людей, способных анализировать различные детали фильмов и давать им оценки. В 1908 году появились первые журналы, посвященные кинокритике, они назывались The Optical Lantern and Cinematograph Journal («Оптический фонарь и журнал о кинематографе) и Bioscope («Биоскоп»). Сперва авторы журналов оценивали фильмы исключительно с развлекательной точки зрения и писали только о своей степени удовлетворенности увиденным. Лишь к 1920-м годам они начали рассматривать сюжетную составляющую, операторскую и монтажную работу, актерскую игру, качество сценария и прочие аспекты киноремесла.

В конце 30-х годов благодаря развитию индустрии развлечений в Голливуде кино превратилось в массовое и культовое искусство, задающее тренды общественной жизни. Благодаря этому американские кинокритики часто становились знаменитыми наравне с актерами, а журналистов из гламурных киножурналов нередко приглашали на «красную дорожку» крупных церемоний и кинопоказов.  Они были проводниками и медиумами, способными с помощью слова провести обычных людей в недосягаемый мир кинозвезд, а заодно и дать авторитетную оценку любому популярному фильму. Примерно в то же время, когда произошел подъем голливудского кинематографа, в Советском союзе тоже обратили внимание на кино, которое Ленин назвал «важнейшим из искусств». В СССР работа кинокритиков также считалась очень престижной, поскольку устроиться на такую должность в соответствующее издание можно было только имея профильное высшее образование и нужные связи в области журналистики. В отличие от американских коллег, советские рецензенты играли важную идеологическую функцию, а все их материалы проходили жесткую цензурную проверку. В подавляющем большинстве западных фильмов им нужно было изобличать пороки загнивающего капитализма, а в отечественных произведениях они находили наиболее важные моменты и пытались объяснить простым советским людям их значение для построения справедливого социалистического общества.

Таким образом, несмотря на большие различия в обязанностях американских и советских кинокритиков, их объединяла престижность профессии, высокие доходы и узкий круг специалистов, в который тяжело было попасть даже человеку с подходящим образованием. Членами этого круга становились либо привилегированные люди с нужными связями, либо очень талантливые журналисты и киноведы. Профессиональные границы в западных странах расширились к середине 20-го века, когда колонки с критикой стали появляться не только в специализированных изданиях про кинематограф, но и в крупных газетах и журналах широкой тематической направленности. Первыми подобные колонки завели американские журналы Time, The Nation, The New Yorker, а также газеты The New York Times, Chicago Tribune и The Guardian (Англия). Благодаря росту числа крупных изданий, пишущих про фильмы, кинокритиков стало гораздо больше, но все равно их работа воспринималась как элитарное ремесло, доступное лишь немногим.

Ситуация в корне изменилась в начале 21-го века в результате распространения интернет-технологий по всему миру и созданию сайтов, посвященных кинокритике. Пионерами в этом направлении стали сайты Rotten Tomatoes, Metacritic и IMBD, которые работают до сих пор. На них любой желающий может зарегистрироваться, писать отзывы о просмотренных фильмах и ставить им какие угодно оценки по своему усмотрению. Впервые за историю существования кино у самого рядового зрителя появилась возможность на общедоступной цифровой платформе опубликовать свои размышления по поводу любого увиденного фильма! Сто лет назад, во времена журналов Bioscope и The Optical Lantern and Cinematograph Journal такое и представить себе нельзя было.

Профессия кинокритика проделала большой путь от престижности и привилегированности до момента, когда в обществе появились большие сомнения на тему ее востребованности. Зачем нужны кинокритики, если каждый зритель теперь сам может на сайт по типу «Кинопоиска» и написать о своих впечатлениях? Пусть он и не обладает таким же багажом знаний по истории кинематографа, зато он расскажет все доступно и понятно, а суммарность оценок всех зрителей составляет более объективный рейтинг, чем разрозненные отзывы профессиональных кинокритиков, которых часто обвиняют в пристрастности и работе на создателей фильма.

Однако у доступности занятия кинокритикой есть свои недостатки. После дискредитации авторитетной профессии написанием отзывов на фильмы стали заниматься люди, которые с трудом могут формулировать свои мысли и объективно оценивать увиденное на экране. Порой это доходит до абсурда, когда великие шедевры мирового кинематографа становятся жертвой комически безосновательной критики агрессивно настроенных зрителей. Именно творчеству таких «диванных кинокритиков» посвящен паблик Cinema Critique. На его обложке неспроста размещена фотография Антона Долина, чьи глаза скрыта за логотипом сообщества.

Антон Долин по праву считается самым главным кинокритиком современной России. Он сотрудничает с рядом крупных СМИ (Meduza, радио «Маяк» и многими другими), которые по поводу любой громкой премьеры в первую очередь бегут за комментарием именно к нему. Долин – кандидат филологических наук, великолепно знает историю кинематографа и имеет огромный багаж знаний в области искусства. В качестве контраста с его деятельностью в Cinema Critique публикуются постеры известных фильмов, на которые вместо привычных глазу цитат напыщенных умников из New York Times наложены откровенные отзывы далеких от профессиональной кинокритики людей.

Публикуем самые колоритные примеры постеров известных кинофильмов:

  1. «Интерстеллар», режиссер Кристофер Нолан

2. «Бёрдмен», режиссер Алехандро Иньярриту

3. «Волк с Уолл-Стрит», режиссер Мартин Скорсезе

4. «Гран Торино», режиссер Клинт Иствуд

5. «Криминальное чтиво», режиссер Квентин Тарантино

6. «Заводной апельсин», режиссер Стэнли Кубрик

7. «Вечное сияние чистого разума», режиссер Мишель Гондри

8. «Пролетая над гнездом кукушки», режиссер Милош Форман

9. «Эдвард руки-ножницы», режиссер Тим Бертон

10. «Молчание ягнят», режиссер Джонатан Демми

Рекомендуемые статьи

Close