ИскусствоКино

С любовью, Винсент

Уникальный фильм, в котором каждый кадр – это отдельная картина

9 ноября 2017 года состоялась российская премьера фильма «С любовью, Винсент» по мотивам биографии всемирно известного художника Винсента Ван Гога. Это первое в мире полноценное анимационное кино, полностью нарисованное масляными красками. Команда из 115 художников вручную расписала каждый из 65 тысяч кадров фильма на холсте.

Почти минувший год выдался урожайным по части биографических фильмов. В 2017 мы получили картины «Прощай, Кристофер Робин» (об авторе «Винни Пуха» А. А. Милне), «За пропастью во ржи» (о Джероме Сэлинджере) и «Джунгли» (история потерявшегося в Южной Америке авантюриста). Несмотря на достоинства перечисленных проектов, наиболее значимым фильмом этого года в жанре байопик уверенно можно назвать «С любовью, Винсент».

Ван Гог по праву считается одним из самых популярных и загадочных художников в истории живописи. Его культовая известность в современном мире настолько велика, что может даже вызвать отторжение. Картины нидерландского импрессиониста украшают стены помещений ресторанов быстрого питания, а на его выставки выстраиваются огромные очереди, частично состоящие из оживших героев из ужасно надоевшей композиции группы «Ленинград», которые ходят на них ради красивой фотографии для галереи в инстаграме.

За всей это мишурой, превратившей Ван Гога в героя комиксов, порой тяжело разглядеть настоящего Винсента, страдавшего от одиночества, комплексов, творческого выгорания и огромного чувства вины перед близкими ему людьми. Фильм показывает знакомого нам героя именно с этой, наиболее интимной и загадочной стороны его биографии.

«С любовью, Винсент» не размазывает краску по холсту с длинным повествованием всего жизненного пути живописца, а в точной и выдержанной стилистической манере берет за основу сюжета наиболее важный и таинственный период жизни Ван Гога – его последние дни перед смертью. В жанровой принадлежности ленты таится сюрприз для зрителя, несмотря на очевидный сентиментальный драматизм в фильме есть немало увлекательных детективных элементов. Обстоятельства загадочной смерти художника раскрываются через динамичное расследование, которое по просьбе отца проводит молодой человек по имени Арманд, сын почтальона Рулена и одного из немногих друзей Винсента. Отец поручает Арманду взять последнее письмо покойного Ван Гога и доставить конверт его брату Тео. Довольно скоро выясняется, что задание оказывается невыполнимым, поскольку Тео умер в скором времени после Винсента.

Однако Арманд настолько сильно погружается в историю жизни художника, что смерть адресата его не останавливает, поэтому он решает поставить себе новую цель – отдать письмо жене Тео. Ради этого Арманд отправляется во французский поселок Овер-сюр-Уаз, расположенный к северо-западу от Парижа, где Ван Гог и провел несколько недель перед загадочным самоубийством. Постепенно он находит возможность поговорить со многими людьми, окружавшими Винсента на протяжении его последних дней, а каждый новый диалог проливает свет на туманные эпизоды биографии импрессиониста.

Интрига таится за каждого углом, а тщательно проработанный сценарий держит зрителя в меланхолическом напряжении. Арманд, подобно настоящему детективу, заливается алкоголем и пытается расследовать загадочные обстоятельства гибели художника. Почему Винсент решил убить себя, если он за месяц до своей смерти прошел качественный курс психиатрического лечения и даже писал своему брату, что чувствует себя прекрасно? И по какой причине он решил покончить с собой таким странным способом, выстрелив себе в живот? В один момент даже появляется конспирологическая версия, свидетельствующая об убийстве Ван Гога!

Кино предельно наглядно показывает неприглядную сторону жизни Винсента, которая не вошла в гламурный образ эксцентричного любителя абсента. Всем известно, что он отрезал свое ухо и отдал его проститутке, но мало кто знает, какие душевные терзания он испытывал по причине хронической депрессии и целого ряда других психических расстройств, помноженных на невозможность построения гармоничных отношений с окружавшими его людьми.

Откровенность фильма растрогает даже самого каменного зрителя, который так или иначе проникнется трагичностью мерцающих на экране картин. Их сюрреалистичная обаятельность плавно погружает вас в волшебную атмосферу вселенной Ван Гога, где яркие краски расплываются в разные стороны, а предметы лишаются своих строгих очертаний. Над анимацией проекта работали более ста профессиональных художников, чей скрупулезный труд привел к тому, что фильм можно остановить практически на любом моменте и получать эстетическое наслаждение от картинки на экране, а большинство кадров можно извлечь из кинопленки и выставлять в галерее как полноценные картины, созданные в духе известной традиции.

Многие сцены построены по мотивам всем знакомых шедевров Ван Гога. Отдельные эпизоды тонко обыгрывают культовые картины, незаметно вставляя их в череду импровизаций. Даже далекий от живописи зритель невольно узнает среди кадров на экране знаменитые произведения мастера: «Ночное кафе», «Звездную ночь», «Пшеничное поле с кипарисами», «Террасу кафе» и «На пороге вечности». Подкованные знатоки живописи также узнают менее знаменитые картины, которые разбросаны по хронометражу фильма словно «пасхалки» в видеоигре.

Сюжетная составляющая киноленты, вместе с диалогами и образами героев, ничуть не уступают визуальной части. Прототипами персонажей стали реально существовавшие люди, сыгравшие разные роли в жизни художника, благодаря чему при просмотре ощущается натуральность и искренность происходящего на экране. По мере повествования афишируются многие факты касательно личной жизни Ван Гога. После титров появляется ощущение, будто ты лично познакомился с этим неприкаянным чудаком, бродившим по Европе и пытавшемся с помощью своих картин показать людям, какие глубокие чувства таились в его сердце. Фильм сам по себе как бы медленно разворачивает загадочный конверт, который так и не смог открыть брат Тео. Лежащее внутри письмо в результате оказывается набором трогательных личных признаний и афоризмов, перед которыми сложно устоять даже прожженному цинику. «С любовью, Винсент» — Ван Гог писал эти строки для каждого из нас.

Рекомендуемые статьи

Close