ИскусствоКино

Рецензия: «Фаворитка» — суровая историческая драма об эпохе королевы Анны

В конце января ожидается премьера нового фильма Йоргоса Лантимоса «Фаворитка». Это историческая картина, рассказывающая о политических интригах в эпоху правления королевы Анны – последнего монарха династии Стюартов на английском престоле. Лантимос деромантизировал прекрасную эпоху, реалистично показав всю порочность и развратность власти, которая скрывается за внешней роскошью королевских дворцов.

«Фаворитка» стала большой неожиданностью еще на этапе объявления замысла. Это совершенно нетипичный выбор для греческого режиссера, создавшего себе определенный стиль, крайне далекий от интереса к истории. Все предыдущие проекты Лантимоса были жутковатыми драмами и мизантропичными триллерами с элементами антиутопии. В картине «Клык», ставшей первым большим успехом Йоргоса, изображалась семья, в которой родители никогда не выпускают своих детей за пределы дома. В «Альпах» была показана группа людей, заменяющих недавно умерших людей во время визитов их скорбящих родственников. Нашумевший «Лобстер» рассказывал зрителям об обществе, в котором люди обязаны были жить семейными парами, а одиночки отправлялись в специальный отель, где они под страхом превращения в животных должны были найти себе спутника. А «Убийство священного оленя» — ужасающий фильм о хирурге, обязанном принести в жертву одного из членов своей семьи.

Поэтому «Фаворитка» стала удивительным жестом со стороны режиссера, вышедшего за рамки устоявшегося имиджа. Это кино одновременно совершенно отличается от всех предыдущих работ Лантимоса, но в то же время сохранило в себе все фирменные черты его стиля. Неизвестно, что именно подтолкнуло грека к выбору этой темы, далекой от его национальных интересов. Новый фильм насквозь английский — в нем не только скрупулезно изображается история Великобритании, но также большую часть актерского состава представляют британские артисты: Рэйчел Вайс («Молодость», «Фонтан»), Оливия Колман («Железная леди», «Убийство в Восточном экспрессе) и Николас Холт («Одинокий мужчина», «Безумный Макс: Дорога ярости»). Исключением стала американка Эмма Стоун, которая подобно режиссеру сыграла крайне нетипичную для себя роль циничной, безжалостной и целеустремленной светской львицы.

kinopoisk.ru

В ленте изображается интересный период английской истории в начале 18-го века. В то время британской империей правила королева Анна, всю жизнь страдавшая от проблем со здоровьем. Несмотря на брак с Георгом Датским и 17 беременностей, Анна не оставила наследников и стала последним монархом из рода Стюартов. Роль королевы блестяще исполнила Оливия Колман, вошедшая в образ тучной, капризной и легкомысленной женщины, тяготившейся своей властью и больше интересовавшейся дворцовыми интригами, чем политическими делами. Она часами лежит на кровати, пока ей разминают больные ноги, съедает огромные запасы еды, разводит кроликов и называет их своими «детками». Она почти не двигается, распухает от переедания, ее катают на передвижном кресле по коридорам королевского дворца, где она перемещается в основном из спальни на бал, лишь изредка посещая двухпартийный парламент, где Анна растерянно и произвольно издает свои указы, особенно не вникая в их суть.

Будто компенсируя фантастические элементы своих предыдущих фильмов, Лантимос вполне достоверно и реалистично воссоздает события того времени, уделяя внимание различным мелочам и позволяя зрителю узнать много любопытных исторических фактов. Фоном для царящего во дворце веселья выступает война за испанское наследство, в которой Англия, Австрия и Голландия сражались против Франции и Испании. Для английских вельмож война кажется далеким развлечением, спортивным соревнованием и поводом для преследования своих целей — Виги убеждают Анну продолжать войну и увеличивать налоговые сборы с крестьян ради хищения бюджетных средств и приобретения военных наград, в то время как Тори упрашивают королеву закончить боевые действия и передать их партии больше полномочий. Сама Анна достаточно равнодушно относится к войне, принимая решения под влиянием переменчивых настроений и преходящих симпатий к окружавшим ее фаворитам.

По сути, настоящим политическим управлением занималась фрейлина Сара Черчилль (Рэйчел Вайс), ближайшая советница и подруга королевы. Пока Анна объедалась яствами, разводила кроликов и страдала от кишечных расстройств, фрейлина управляла ее волей и убеждала продолжать участие в войне, на которой муж Сары получает воинские доблести и руководит британской армией. В то время по двору ходили сплетни и слухи, намекающие на слишком тесную близость королевы и фрейлины, граничащую с лесбиянством. Если обычно однополую женскую любовь в кино изображают как эстетически привлекательную сексуальную игру, то Лантимос рисует ее в привычном для своих фильмов мизантропичном и тошнотворном стиле.

Идиллию между Анной и Сарой нарушает прибытие Абигейл Хилл (Эмма Стоун), придворной дамы из обедневшего рода. Ее миловидная внешность и образ наивной дурочки резко контрастирует с ее расчетливостью и жаждой власти — сперва она получает место кухарки, а потом стремительно подбирается все ближе к телу королевы, в буквальном и переносном смысле. Абигейл вступает в динамичный и напряженный конфликт с Сарой за расположение Анны, благодаря чему можно получить практически безграничную политическую власть. За их схваткой интересно наблюдать, ведь в бой идут все средства: лицемерие, лесть, ложь, шантаж, подкуп и даже настоящий яд.

kinopoisk.ru

Как и положено честной исторической драме, «Фаворитка» сочетает в себе эстетику и мерзость того времени. С одной стороны, Лантимос показывает элегантные наряды, роскошные балы, изысканные концерты, красивые кареты с породистыми лошадьми, великолепие интерьеров и архитектуры. Все этого достаточно, чтобы получилась «Англия, которую мы потеряли», способная вызвать у чопорного английского зрителя приступ ностальгии, если бы режиссер не пустил в ход весь свой арсенал деромантизации изображаемой эпохи. С многочисленными красотами на экране соседствуют сцены омерзительного и унылого секса, приступов тошноты, трупов убитых птиц, куч лошадиного помета, рабского труда прислуги и грубых демонических танцев. Даже таких милейших созданий как кроликов, заполняющих королевскую спальню, Лантимос сумел показать как отвратительных созданий наподобие копошащихся личинок насекомых или чумных крыс.

Тему власти Лантимос раскрывает на физиологическом уровне. Чтобы получить желаемое политическое влияние и богатство героиням приходится расталкивать друг друга и все ближе подбираться к толстому, потному и провонявшему телу старой королевы. Для завоевания симпатии Анны им нужно растирать ее грязные и покрытые гнойными коростами ноги, втискивать в узкое кресло ее тушу и катать по дворцу, запихивать ей в рот еду и, конечно же, устраивать сеансы петтинга, залезая руками в ее лоно, откуда выбралось 17 мертворожденных детей.

Лантимос — многоплановый и сложный режиссер, поэтому в его фильмах обычно нет однозначной и плоской морали. И все же «Фаворитка» лишает власть сакрального блеска и показывает ее гнилое нутро, которое неизменно скрывается за внешней роскошью, торжественностью и элегантностью.

 

Рекомендуемые статьи

Close